Упражнения на второстепенные члены предложения
Здесь собраны лучшие упражнения по теме падежей русского языка. Разобраться с ними вам помогут репетиторы русского языка.
А в этой статье Вы найдете все о второстепенных членах предложения.
1. Дополнение отвечает на вопросы:
· А) Чей? Который?
· В) Где? Куда?
· С) Кого? Чему?
· Д) Кто? Чего?
· Е) Отчего? Как?
2. Укажите прямое дополнение.
· А) обсуждать с друзьями
· В) увлекаться спортом
· С) размышлять о вечном
· Д) гордиться сыном
· Е) слушать песню
3. Укажите косвенное дополнение.
· А) интересная беседа
· В) выпить воды
· С) играть роль
· Д) встреча с друзьями
· Е) понять задачу
4. Укажите предложение с приложением.
· А) Леса-наше богатство!
· В) Я был рад видеть тебя, дружок!
· С) Вижу, Азамат, что тебе понравилась машина….
· Д) Янко не боится ни моря, ни ветров.
· Е) Мы, учителя, боялись Беликова.
5. Обстоятельства подчёркиваются:
· А) одной чертой;
· В) пунктирной линией с точками;
· С) волнистой линией;
· Д) чёрточками.
6. Приложение может быть выражено только:
· А) личным глаголом;
· В) именем существительным, согласованным с определяемым словом в падеже;
· С) прилагательным;
· Д) местоимением.
7. В этом предложении нет определения:
· А) Страшны ночные голоса.
· В) Это всё дневные радости.
· С) Живое замерзло вокруг.
· Д) Декабрь нет-нет и скуёт неглубокий ещё снег предательским настом.
8. В этом примере есть приложение:
· А) С давних времён люди мечтали о том, чтобы управлять силами природы.
· В) Фабрика «Акконд» выпустила новые конфеты.
· С) Ещё в древности люди заметили, что некоторые звёзды образуют на небе причудливые фигуры, которые они называли созвездиями.
· Д) В класс вошёл маленький, худенький мальчик, держа под рукой кипу нот.
9. В этом предложении есть обстоятельство причины:
· А) Спросонья она даже не поняла, кто пришёл.
· В) Они улетели в более укромное место.
· С) И только маленький глупый цыплёнок сидел под большим лопухом и дрожал.
· Д) Хозяйка сушила бельё во дворе, на воздухе вольном, на летней жаре.
10. В этом предложении есть обстоятельство уступки:
· А) Но в то памятное утро ветер неожиданно переменил направление.
· В) Несмотря на раннее утро, все уже собрались.
· С) Нельзя было носа показать из-за дождей.
· Д) Ближе к вечеру небо затянуло тучами.
11. Приложение подчёркивается:
· А) одной чертой;
· В) двумя чертами;
· С) чёрточками;
· Д) волнистой линией.
12. Обстоятельства отвечают на вопросы:
· А) косвенных падежей;
· В) какой, какая;
· С) где, куда, откуда;
· Д) что делать, что сделать.
13. Укажите, в каком предложении есть обстоятельство времени:
· А) Пловец с усталости в сон крепкий провалился.
· В) Весь день лил дождь.
· С) Редкая птица долетит до середины Днепра.
· Д) Друзья! К чему весь этот шум.
14. Определение подчёркиваются:
· А) одной чертой;
· В) чёрточками;
· с) двумя чертами;
· Д) волнистой линией.
15. В этом предложении есть обстоятельство образа действия:
· А) Я читал быстро
· В) В полдень прошло по мосту стадо.
· С) Он очень начитанный человек.
16. В этом предложении есть обстоятельство цели:
· А) В такой ливень надо бегать босиком по лужам.
· В) По земле шагает осень-гостья и разносит радость по домам.
· С) Мальчишка сходил в магазин за тетрадкой
· Д) Ещё много в тайге дорог нехоженых.
17. Укажите неверное утверждение.
· А) Второстепенные члены предложения не входят в грамматическую основу.
· В) Грамматические значения второстепенных членов распознаются по вопросам.
· С) Второстепенные члены поясняют главные или другие второстепенные члены.
· Д) Второстепенные члены не поясняют главные или другие второстепенные члены.
18. Укажите предложение с прямым дополнением.
· А) Девочки в поле собирали васильки.
· В) Я расскажу вам, ребята, о трудных днях войны.
· С) На стене висел портрет А. Пушкина.
· Д) Около дома лежали дрова.
19. Каким членом предложения является выделенное
слово в предложении.
Сюда приезжают люди ЛЕЧИТЬ сердце.
· А) подлежащее
· В) сказуемое
· С) определение
· Д) приложение
· Е) дополнение
· F) обстоятельство
20. Какое приложение пишется через дефис?
· А) Волга (речка)
· В) (врач) Иванов
· С) (товарищ) полковник
· Д) (газета) «Жизнь»
21. В каком предложении есть обстоятельство условия?
· А) Несмотря на плохую погоду, экскурсия состоялась.
· В) Разговор чрезвычайно важный.
· С) Ребята весело смеялись.
· Д) При желании всё можно сделать.
22. В каком предложении обстоятельство выражено неопределённой формой глагола?
· А) Его сила заключалась в умении обращаться с людьми.
· В) Ребята решили перейти к делу.
· С) Все вышли на улицу посмотреть на салют.
· Д) Он принял решение учиться.
23. Определите, чем является выделенное слово в предложении: Ты опять, опять со мной, моя бессонница.
· А) вводное слово
· В) Обращение
· С) междометие
· Д) Подлежащее
· Е) Приложение
24. Являются ли вводные слова второстепенными членами предложения?
· А) Да
· В) Нет
25. Укажите согласованное определение:
· А) лестница на чердак
· В) макароны по-флотски
· С) книгу поинтереснее
· Д) спортивный комплекс
· Е) игроки высокого класса
Ответы:
1с, 2е ,3д, 4е, 5в, 6в, 7с, 8в, 9а, 10в, 11д, 12с, 13в, 14д, 15а, 16с, 17д, 18а, 19f, 20а, 21д, 22с, 23в, 24в, 25д
26. Найдите предложение(я), в котором определением является глагол в неопределенной форме.
В его голосе с неукротимой силой звучало желание работать и не быть никому в тягость.
Вообще, изучать краски и свет, милый вы мой, наслаждение.
Теперь вся семья сходилась в деревянном сарайчике завтракать, обедать и ужинать.
Жизнь прожить не поле перейти.
27. В каком предложении выделенные слова являются дополнением?
Листья дуба почернели.
Бинокль для театра забыли дома.
Необходимо выполнить работу в срок.
28. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные орфограммы, графически объясните их написание. Выпишите прямые и косвенные дополнения.
Я теперь живу в другом конце города и изре__ка заезжаю к тете Оле. Недавно я снова побывал у нее. Мы с__дели за летним столиком, пили чай, делились новостями. А рядом на клумбе полыхал большой к__вер маков. Одни осыпались, р__няя на землю лепестки, точно искры, другие только ра__крывали свои огне___ые языки. А снизу, из влажной, полной жизне__ой силы з__мли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню. (Е.И. Носов "Живое пламя")
29. Составьте предложения, в которых указанные ниже слова были бы в одном случае подлежащим, а в другом – дополнениями. Укажите падеж и склонение.
Доверие, семья, поединок, рассвет, местность.
30. Найдите в предложения определения и подчеркните их, укажите вид.
Задремали звезды золотые, задрожало зеркало затона, брезжит свет на заводи речные и румянит сетку небосклона. (С. Есенин.)
По стенам тянулись толстые трубы парового отопления. (С. Баруздин.)
У него была необыкновенная и очень своеобразная способность рассказывать. (А. Куприн.)
31. Замените словосочетания «прилагательное + существительное» словосочетанием «существительное + существительное». Составьте предложения с данными словосочетаниями. Обозначьте определения.
Соломенная шляпка, апельсиновый джем, морской запах, янтарные бусы, солнечные лучи
32. Составьте предложения с данными глаголами в неопределенной форме так, чтобы они выполняли роль определений.
учиться, путешествовать, улыбаться, мечтать, отдохнуть
33. Найдите приложения в следующих предложениях:
И эти обыкновенные мышиные глазки-бусинки вспыхнули красным огнём.
Коня взял к себе мельник Панкрат.
Лев Толстой ездил в город Орёл осматривать губернскую тюрьму, когда писал роман «Воскресение».
Девочке стало жаль расставаться с этим берегом, с лугами, с шалашом и дедом-корзинщиком
Старинный вальс «Осенний сон» играет гармонист.
34. Укажите грамматическую основу и виды обстоятельств.
В октябре за туманами где-то затерялось недавнее лето.
На другой день, в воскресенье ко мне пришли ребята и позвали играть в бабки.
Едет парень верхом.
Небыстро сбежав со ступенек, шла женщина мимо беседок.
Из-за шума падающего дождя ничего не было слышно.
35. Составьте предложения с инфинитивом "поторопиться" так, чтобы он был частью составного глагольного сказуемого и другим членом предложения (обстоятельством, дополнением, определением).
36. Спишите, расставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выделите обстоятельства, укажите их вид.
Они долг… разговаривали, несмотря на усталость.
На ночле… туристы расположились у озера.
На чёрном как тушь небе не мелькает ни одна звёздоч…ка.
Выйдя за ворота мы повернули вправо и побрели (не)спеша по мягкой пыльной дороге.
Этот лыжник (на)много опережает остальных.
37. Спишите, расставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выделите обстоятельства, укажите их вид.
Несмотря на страх, он (не) убежал.
Я сделал это нароч…но.
Вдали ж…лтеют как бледные пятна огни.
В течение суток горячая вода не шла (из)(за) аварии в котельной.
Всю ночь волны с грох…том обрушивались на берег.
Видеоурок по теме
Лучше усвоить урок вам поможет это видео: