8-986-764-67-81
Многоканальный. Звонки по РФ бесплатно.

Упражнения на второстепенные члены предложения

Содержание [ скрыть ]

Здесь собраны лучшие упражнения по теме падежей русского языка. Разобраться с ними вам помогут репетиторы русского языка.

А в этой статье Вы найдете все о второстепенных членах предложения.


1. Дополнение отвечает на вопросы:

· А) Чей? Который?

· В) Где? Куда?

· С) Кого? Чему?

· Д) Кто? Чего?

· Е) Отчего? Как?


2. Укажите прямое дополнение.

· А) обсуждать с друзьями

· В) увлекаться спортом

· С) размышлять о вечном

· Д) гордиться сыном

· Е) слушать песню


3. Укажите косвенное дополнение.

· А) интересная беседа

· В) выпить воды

· С) играть роль

· Д) встреча с друзьями

· Е) понять задачу


4. Укажите предложение с приложением.

· А) Леса-наше богатство!

· В) Я был рад видеть тебя, дружок!

· С) Вижу, Азамат, что тебе понравилась машина….

· Д) Янко не боится ни моря, ни ветров.

· Е) Мы, учителя, боялись Беликова.


5. Обстоятельства подчёркиваются:

· А) одной чертой;

· В) пунктирной линией с точками;

· С) волнистой линией;

· Д) чёрточками.


6. Приложение может быть выражено только:

· А) личным глаголом;

· В) именем существительным, согласованным с опреде­ляемым словом в падеже;

· С) прилагательным;

· Д) местоимением.


7. В этом предложении нет определения:

· А) Страшны ночные голоса.

· В) Это всё дневные радости.

· С) Живое замерзло вокруг.

· Д) Декабрь нет-нет и скуёт неглубокий ещё снег преда­тельским настом.


8. В этом примере есть приложение:

· А) С давних времён люди мечтали о том, чтобы управлять силами природы.

· В) Фабрика «Акконд» выпустила новые конфеты.

· С) Ещё в древности люди заметили, что некоторые звёзды образуют на небе причудливые фигуры, которые они назы­вали созвездиями.

· Д) В класс вошёл маленький, худенький мальчик, держа под рукой кипу нот.


9. В этом предложении есть обстоятельство причины:

· А) Спросонья она даже не поняла, кто пришёл.

· В) Они улетели в более укромное место.

· С) И только маленький глупый цыплёнок сидел под боль­шим лопухом и дрожал.

· Д) Хозяйка сушила бельё во дворе, на воздухе вольном, на летней жаре.


10. В этом предложении есть обстоятельство уступки:

· А) Но в то памятное утро ветер неожиданно переменил направление.

· В) Несмотря на раннее утро, все уже собрались.

· С) Нельзя было носа показать из-за дождей.

· Д) Ближе к вечеру небо затянуло тучами.


11. Приложение подчёркивается:

· А) одной чертой;

· В) двумя чертами;

· С) чёрточками;

· Д) волнистой линией.


12. Обстоятельства отвечают на вопросы:

· А) косвенных падежей;

· В) какой, какая;

· С) где, куда, отку­да;

· Д) что делать, что сделать.


13. Укажите, в каком предложении есть обстоятельство времени:

· А) Пловец с усталости в сон крепкий провалился.

· В) Весь день лил дождь.

· С) Редкая птица долетит до середины Днепра.

· Д) Друзья! К чему весь этот шум.


14. Определение подчёркиваются:

· А) одной чертой;

· В) чёрточками;

· с) двумя чертами;

· Д) волнистой линией.


15. В этом предложении есть обстоятельство образа дей­ствия:

· А) Я читал быстро

· В) В полдень прошло по мосту стадо.

· С) Он очень начитанный человек.


16. В этом предложении есть обстоятельство цели:

· А) В такой ливень надо бегать босиком по лужам.

· В) По земле шагает осень-гостья и разносит радость по домам.

· С) Мальчишка сходил в магазин за тетрадкой

· Д) Ещё много в тайге дорог нехоженых.


17. Укажите неверное утверждение.

· А) Второстепенные члены предложения не входят в грамматиче­скую основу.

· В) Грамматические значения второстепенных членов распозна­ются по вопросам.

· С) Второстепенные члены поясняют главные или другие второ­степенные члены.

· Д) Второстепенные члены не поясняют главные или другие вто­ростепенные члены.


18. Укажите предложение с прямым дополнением.

· А) Девочки в поле собирали васильки.

· В) Я расскажу вам, ребята, о трудных днях войны.

· С) На стене висел портрет А. Пушкина.

· Д) Около дома лежали дрова.


19. Каким членом предложения является выделенное слово в предложении.
Сюда приезжают люди ЛЕЧИТЬ сердце.

· А) подлежащее

· В) сказуемое

· С) определение

· Д) приложение

· Е) дополнение

· F) обстоятельство


20. Какое приложение пишется через дефис?

· А) Волга (речка)

· В) (врач) Иванов

· С) (товарищ) полковник

· Д) (газета) «Жизнь»


21. В каком предложении есть обстоятельство условия?

· А) Несмотря на плохую погоду, экскурсия состоялась.

· В) Разговор чрезвычайно важный.

· С) Ребята весело смеялись.

· Д) При желании всё можно сделать.


22. В каком предложении обстоятельство выражено неопределённой формой глагола?

· А) Его сила заключалась в умении обращаться с людьми.

· В) Ребята решили перейти к делу.

· С) Все вышли на улицу посмотреть на салют.

· Д) Он принял решение учиться.


23. Определите, чем является выделенное слово в предложении: Ты опять, опять со мной, моя бессонница.

· А) вводное слово

· В) Обращение

· С) междометие

· Д) Подлежащее

· Е) Приложение


24. Являются ли вводные слова второстепенными членами предложения?

· А) Да

· В) Нет


25. Укажите согласованное определение:

· А) лестница на чердак

· В) макароны по-флотски

· С) книгу поинтереснее

· Д) спортивный комплекс

· Е) игроки высокого класса

Ответы:

1с, 2е ,3д, 4е, 5в, 6в, 7с, 8в, 9а, 10в, 11д, 12с, 13в, 14д, 15а, 16с, 17д, 18а, 19f, 20а, 21д, 22с, 23в, 24в, 25д


26. Найдите предложение(я), в котором определением является глагол в неопределенной форме.

В его голосе с неукротимой силой звучало желание работать и не быть никому в тягость.

Вообще, изучать краски и свет, милый вы мой, наслаждение.

Теперь вся семья сходилась в деревянном сарайчике завтракать, обедать и ужинать.

Жизнь прожить не поле перейти.


27. В каком предложении выделенные слова являются дополнением?

Листья дуба почернели.

Бинокль для театра забыли дома.

Необходимо выполнить работу в срок.


28. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные орфограммы, графически объясните их написание. Выпишите прямые и косвенные дополнения.

Я теперь живу в другом конце города и изре__ка заезжаю к тете Оле. Недавно я снова побывал у нее. Мы с__дели за летним столиком, пили чай, делились новостями. А рядом на клумбе полыхал большой к__вер маков. Одни осыпались, р__няя на землю лепестки, точно искры, другие только ра__крывали свои огне___ые языки. А снизу, из влажной, полной жизне__ой силы з__мли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню. (Е.И. Носов "Живое пламя")


29. Составьте предложения, в которых указанные ниже слова были бы в одном случае подлежащим, а в другом – дополнениями. Укажите падеж и склонение.

Доверие, семья, поединок, рассвет, местность.


30. Найдите в предложения определения и подчеркните их, укажите вид.

Задремали звезды золотые, задрожало зеркало затона, брезжит свет на заводи речные и румянит сетку небосклона. (С. Есенин.)

По стенам тянулись толстые трубы парового отопления. (С. Баруздин.)

У него была необыкновенная и очень своеобразная способность рассказывать. (А. Куприн.)


31. Замените словосочетания «прилагательное + существительное» словосочетанием «существительное + существительное». Составьте предложения с данными словосочетаниями. Обозначьте определения.

Соломенная шляпка, апельсиновый джем, морской запах, янтарные бусы, солнечные лучи


32. Составьте предложения с данными глаголами в неопределенной форме так, чтобы они выполняли роль определений.

учиться, путешествовать, улыбаться, мечтать, отдохнуть


33. ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­Найдите приложения в следующих предложениях:

И эти обыкновенные мышиные глазки-бусинки вспыхнули красным огнём.

Коня взял к себе мельник Панкрат.

Лев Толстой ездил в город Орёл осматривать губернскую тюрьму, когда писал роман «Воскресение».

Девочке стало жаль расставаться с этим берегом, с лугами, с шалашом и дедом-корзинщиком

Старинный вальс «Осенний сон» играет гармонист.


34. Укажите грамматическую основу и виды обстоятельств.

В октябре за туманами где-то затерялось недавнее лето.

На другой день, в воскресенье ко мне пришли ребята и позвали играть в бабки.

Едет парень верхом.

Небыстро сбежав со ступенек, шла женщина мимо беседок.

Из-за шума падающего дождя ничего не было слышно.


35. Составьте предложения с инфинитивом "поторопиться" так, чтобы он был частью составного глагольного сказуемого и другим членом предложения (обстоятельством, дополнением, определением).


36. Спишите, расставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выделите обстоятельства, укажите их вид.

Они долг… разговаривали, несмотря на усталость.

На ночле… туристы расположились у озера.

На чёрном как тушь небе не мелькает ни одна звёздоч…ка.

Выйдя за ворота мы повернули вправо и побрели (не)спеша по мягкой пыльной дороге.

Этот лыжник (на)много опережает остальных.


37. Спишите, расставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выделите обстоятельства, укажите их вид.

Несмотря на страх, он (не) убежал.

Я сделал это нароч…но.

Вдали ж…лтеют как бледные пятна огни.

В течение суток горячая вода не шла (из)(за) аварии в котельной.

Всю ночь волны с грох…том обрушивались на берег.

Видеоурок по теме

Лучше усвоить урок вам поможет это видео:


Получайте отличные результаты в короткий срок

Индивидуальный подход в обучении. В основе обучения лежит реализация ваших целей под руководством наших опытных преподавателей.
Педагог поддерживает и мотивирует вас на протяжении всего срока обучения.
Гибкий график позволяет обучаться в удобное для вас время. Получайте знания вне зависимости от обстоятельств.